Личный кабинет +7 (985) 634-41-04
Функциональные обязанности Представительства

Об Авиакомпании ТАДЖИК ЭЙР

История авиационной отрасли и Авиакомпании ТАДЖИК ЭЙР

Начало истории гражданской авиации Таджикистана.

Третьего сентября 1924 года самолет Ю-13 совершил полет по маршруту Бухара — Душанбе. Именно эта дата стала ключевой в развитии гражданской авиации республики. Тот самый первый самолет пилотировали Рашидбек Ахриев и Петр Комаров.

Вскоре самолеты Ю-13 начали осуществлять полеты Бухара — Душанбе три раза в неделю. А через 3 года в 1927 году было открыто регулярное сообщение на линии Ташкент — Самарканд — Термез — Душанбе.

Эта ветка стала второй в Советском Союзе после открывшейся в 1923 году регулярной авиалинии Москва — Нижний Новгород.

Развитие авиации в советские годы.

Примечательно, что регулярное авиасообщение появилось в Душанбе на 2 года раньше автомобильного и на 5 лет раньше железнодорожного.

Открытие авиалинии Бухара-Душанбе было связано с образованием 14 октября 1924 года Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики (которая в 1929 году была преобразована в Таджикскую Советскую Социалистическую Республику). На одном из первых самолетов в Душанбе прилетели члены руководства первого правительства Таджикистана.

Авиация Таджикистана развивалась быстрыми темпами. В те годы впервые был образован

Сталинабадский аэроузел, и началась эксплуатация новых маршрутов, проходивших через горные хребты Памира.

В условиях страшного таджикского бездорожья в 20–30-е годы прошлого века архиважное значение для Таджикистана приобрел воздушный транспорт. В 1925 году в Душанбе был оборудован первый аэродром. Небольшой аэродром в Душанбе был оборудован в районе

нынешнего проспекта Рудаки (Ленина), на участке от Дома печати до Министерства юстиции. На слегка выровненном пустыре построили небольшую взлетно-посадочную полосу. Для хранения горючего и материально-технической части были смонтированы два ангарчика-сарая.

В 1929 году в связи со стремительным развитием Сталинабада (Душанбе) и необходимостью его перепланировки встал вопрос о перенесение аэродрома на новое место, потому как взлетно-посадочная полоса оказалась в центре будущего города. Постановлением Душанбинского горсовета от 8 сентября 1929 года для нужд «Аэростанции» был отведен участок земли за селением Шохмансур.

Летом 1930 года новый аэродром был открыт. В 1931 году в Душанбе прилетели два пассажирских самолета типа F.13 («Юнкерс») для работы в Таджикистане. С этого момента и начинается организация авиаузла Среднеазитских воздушных линий.

Авиация в Таджикистане развивалась стремительно. В 1931 аэродромы появились в Ходженте, Кулябе, Гарме, Пяндже и Дангаре. Было налажено регулярное авиасообщение со столицей.

Спустя год, по прибытии самолётов П-5 и Р-5, были начаты полёты в Шаартуз и Хорог. В марте 1933 года в Сталинабад поступило 25 самолётов По-2, а уже в июне прибыл первый цельнометаллический самолёт «Сталь-2». Затем были открыты авиалинии Сталинабад-Фархор, Сталинабад-Гарм-Хаит-Таджикабад-Джиргиталь, Сталинабад-Ховалинг.

В 1935 году в Сталинабад поступили самолёты АНТ-9, СП-9, П-5, и с получением новой техники были открыты авиалинии Сталинабад-Муминабад, Сталинабад-Ворошиловабад. С увеличением объёмов авиаперевозок к 1935 году Душанбе соединился воздушными линиями со всеми населенными пунктами республики. В том же году летчик А.Баранов совершает первый перелет из Душанбе на Памир, положив начало воздушной связи с Хорогом.

В марте 1940 года было создано Таджикское территориальное управление Гражданского воздушного флота.

Следует отметить, что в советские годы воздушная связь столицы республики с городом Хорогом не прерывалась никогда, даже в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны, что говорит о строгом соблюдении конституционного права населения Советского Таджикистана на транспортную доступность и перемещение на любом виде транспорта в любой населенный пункт нашей страны.

В 1940 году Таджикистан по количеству воздушных линий и удельному весу авиации в пассажирских и грузовых перевозках занял первое место в Советском Союзе. Самолеты Душанбинского авиаузла доставляли все самое необходимое в самые отдаленные и труднодоступные районы республики. В те далекие годы в Душанбинском аэропорту были воспитаны десятки замечательных специалистов своего дела, пилотов - профессионалов высочайшего уровня, успешно преодолевающих трудности горного рельефа Таджикистана и сложные климатические условия.

В 1945 году в авиапарке появились новые самолеты Ю-52 и Ли-2. Именно на Ли-2 был осуществлен первый полет по маршруту Сталинабад — Москва.

В 1945 году в Таджикистане появилась Служба управления воздушным движением.

В 1949 году была создана Государственная авиакомпания "Точикистон", которая теперь известна под брендом "ТАДЖИК ЭЙР".

В 1950-1960 годы авиация Таджикистана являлась одной из самых развитых отраслей народного хозяйства республики. В разные годы в авиационном парке Таджикского управления гражданского воздушного флота осваивались самолеты АН-2 АХР, ИЛ-14, ИЛ-18, Ан-6, вертолет МИ-4. В 1970-х постоянную прописку в Таджикистане получили Ан-24, Як-40 и Ми-8.

В 1954 году самолет Ил-12 проложил первый маршрут Сталинабад — Сочи.

В 1959 году летчик Воробьев в сложных условиях впервые совершил посадку на лёд Сарезского озера на самолете АН-6, в 1960 году на самолёте ИЛ-18 был осуществлен первый рейс Сталинабад — Москва.

В 1959 году было создано Ленинабадское авиапредприятие, через год организован аэропорт Куляб. В 1960 году была открыта авиалиния Сталинабад — Фрунзе — Алма- Ата — Новосибирск.

В 1979 году на самолете Ил-18 был осуществлен первый полет в Афганистан с гуманитарной

миссией.

По эффективности использования самолетов Як-40, Ан-28 Таджикское управление гражданской авиации завоевало 1-е место в Аэрофлоте СССР.

В 1990-1991 годах было открыто воздушное сообщение Душанбе — Урумчи.

С 30 декабря 2009 года Постановлением Правительства Республики Таджикистан за №707 авиакомпания была преобразована в ОАО «ТАДЖИК ЭЙР».